Российская армия, Вооруженные Силы России   Издательство "Армпресс" - разработка, производство, реализация учебных и наглядных пособий   Воинская слава России, военно-патриотическое воспитание школьников и молодежи
   ПЛАКАТЫ - ХИТЫ ПРОДАЖ
 
 
  Уголок пожарной безопасности
  Действия при пожаре
  Уголок ГО и ЧС объекта
  Организация ГО
  Противодействие терроризму
  Уголок безопасности на дорогах
  Первая медицинская помощь
  Личная безопасность в ЧС
  Действия населения в ЧС
  ВСЕ ПЛАКАТЫ
 
   ИНФОРМАЦИЯ О НАС
 
 
  ВИДЫ ПРОДУКЦИИ
     ПЛАКАТЫ
     КНИГИ, БРОШЮРЫ
     УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ
  Полезная информация
  КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
 
   ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ
 
 
  ЦЕНЫ И НАЛИЧИЕ
  БЛАНК ЗАКАЗА
  СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ
 
   

 

Плакаты войны и Победы


Плакаты фронтовой поры… "Родина-мать зовет!", "Отстоим Москву", "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", "Воин Красной Армии, спаси!", "Дойдем до Берлина!"… Без них сегодня невозможно представить Великую Отечественную войну. Ныне плакаты – яркие символы фронтовой эпохи. А в 1941-1945 годах они были воюющей наглядной агитацией, они являлись настоящими солдатами. Художники, как и журналисты, писатели, артисты, с первых дней войны вступили в бой, причем, самый настоящий. Они звали народ на борьбу с фашистскими захватчиками, звали к Победе. Плакатная живопись встала в ратный строй, заняв ведущее место среди других искусств.

УТРОМ 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 24 июня на стенах домов посуровевшей от страшного известия Москвы появился плакат "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", созданный Кукрыниксами (художники Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов, Николай Александрович Соколов). На нем – вероломно напавший на нашу страну Гитлер и красноармеец, вонзивший штык в его голову. Точно, емко, прозорливо.

А днями позже Ираклий Моисеевич Тоидзе создал самый известный ныне в нашей стране и за рубежом, самый воюющий плакат Великой Отечественной – "Родина-мать зовет!". С конца июня 1941-го он уже провожал с Белорусского вокзала военные эшелоны на фронт. Седая, средних лет, женщина строго и требовательно смотрела воинам в глаза. Одна рука ее вскинута вверх, в другой – текст Военной присяги. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны, Родины-матери, ее призывающий жест, ее набатный призыв. Этот плакат, выпущенный огромным тиражом и распространенный по всей стране, превосходил по силе тысячи самых строгих приказов, требований, агитационных речей…

Плакат как художественное произведение имеет давнюю историю и традиции, но в особый жанр изобразительного искусства выделился к 70-80 годам ХIХ века. Советский плакат взял старт в 1919-1920 годах, тогда появились легендарные "Окна РОСТА", имевшие огромную популярность в Гражданскую войну. В годы Великой Отечественной советский плакат достиг пика политической остроты и высокого художественного уровня.

 

Яркий и образный плакат встал в боевой строй, поднялся на борьбу с ненавистным врагом, напутствуя, просвещая и поддерживая защитников Отечества. Он занял ведущее место среди изобразительного искусства. Доходчивые по содержанию листы призывали к борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, поднимали дух народа в период тяжелых испытаний, укрепляли его веру в победу, в моральном превосходстве над врагом, клеймили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, показывали истинное лицо фашизма, убеждали в справедливости освободительной борьбы. Некоторые плакаты часто сопровождались запоминающимися стихотворными строчками. В ходу была политическая сатира, в графических листах художники высмеивали врага, разоблачали его человеконенавистническую сущность. Тематика военных плакатов была многообразной, они всегда откликались на требование времени, события дня.

Плакаты характеризовались реалистичностью, эмоциональностью, несли зрителю живой образ человека с яркой психологической характеристикой. Идею, заложенную автором, они передавали предельно ясно и кратко. Главным героем был современник – солдат, рабочий, работник села – уверенный в своих силах и правоте своего дела. Текст большинства плакатов – лаконичный, легко запоминающийся, бьющий в цель – составляет единое целое с изображением, увеличивая эмоциональное воздействие на зрителя. К концу войны плакаты стали более детализированными, проработанными и красочными. По своему духу, по способности быстрого отклика на текущие события, плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств народов страны, для призыва к действию, к защите Отечества.

 

Плакаты размещались в местах, наиболее посещаемых людьми, на предприятиях, в учреждениях, на вокзалах, госпиталях, площадках отдыха бойцов и командиров. На улицах и площадях устанавливались специальные стенды выпусков "Окон ТАСС" (ТАСС – Телеграфное агентство Советского Союза"), "Боевого карандаша" и другой плакатной продукции. Плакаты, сатирические и юмористические рисунки, фронтовые зарисовки систематически публиковали многие газеты и журналы.

ПЛАКАТНОЕ искусство 1941-го было самым тревожным и самым суровым. Сюжетами становились мобилизация, создание народного ополчения, стойкость и героизм воинов Красной Армии и партизан, мерзость фашистских захватчиков. Назовем некоторые из них: "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" (Кукрыниксы), "Родина-мать зовет!" (И. М. Тоидзе), "Наше дело правое. Враг будет разбит!" (Роман Васильевич Гершаник), "Таран – оружие героев!" (А. Волошин), "Вступайте в ряды народного ополчения!" (Алексей Гумбертович Ситтаро), "Отстоим Москву!" (Николай Николаевич Жуков и Виктор Семенович Климашин), "Защитим родную Москву" (Борис Александрович Мухин), "Защитим город Ленина" (Владимир Александрович Серов), "Наши силы неисчислимы (Виктор Борисович Корецкий), "Партизаны, бейте врага без пощады!" (В. Б. Корецкий и Вера Адамовна Гицевич), "Напоролся!" (Владимир Васильевич Лебедев).

В 1942-м тематика меняется. Плакаты показывают страдания советских людей под пятой оккупантов, их протест и борьбу, призывают к их освобождению и спасению от фашистской неволи. Плакаты стали горном, зовущим мстить гитлеровцам за поруганную землю, за смерть матерей, детей, стариков. Свет увидели плакаты: "Воин Красной Армии, спаси!" (В. Б. Корецкий), "Отомсти!" (Дементий Алексеевич Шмаринов), "Советские клещи немецких хлеще" (Борис Ефимович Ефимов), "На Москву! Хох! От Москвы: ох!" (Виктор Николаевич Дени), "России двинулись сыны. Стихи А. Пушкина" (Павел Петрович Соколов-Скаля), "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков! И. Сталин" (Виктор Семенович Иванов и Ольга Константиновна Бурова) и другие.

Пластика плакатов 1943-1944 годов уже другая – победная. Она определяется коренным переломом в ходе войны, освобождением родной земли от захватчиков. Назовем некоторые плакатные произведения этого времени: "За Родину-мать!" (И. М. Тоидзе), "Врага с пути сметающий, К победе приведет Великий, наступающий, Народной славы год!" (М. А. Гордон, текст Б. Тимофеева), "Доблестные воины, крепче бейте врага! Вперед на запад…" (Леонид Федорович Голованов), "Спасем советских ребят от немцев!" (Л. Ф. Голованов), "На запад!" (Виктор Семенович Иванов), "Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга! (В. С. Иванов), "Москва салютует доблестной Красной Армии!" (Борис Николаевич Лукин), "Наше знамя – знамя победы" (В. С. Иванов), "Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!" (В. Н. Дени), "Ты вернул нам жизнь!" (В. С. Иванов), "Воину-победителю – всенародная любовь!" (Алексей Алексеевич Кокорекин), "Дойдем до Берлина!" (Л. Ф. Голованов), "Салют героям!" (В. С. Климашин).

Острие части плакатов 1945 года направлено на окончательный разгром врага, другие произведения славят подвиг народа, подвиг Красной Армии: "Прицел у нас один – Берлин" (В. Б. Корецкий), "Не унесут фашистов ноги – добью врага в его берлоге!" (В. Б. Корецкий), "Ждите с победой!" (Нина Николаевна Ватолина), "Слава воину-победителю!" (В. С. Климашин), "Красной Армии – слава!" (Л. Ф. Голованов), "Знамя советское, знамя народное пусть от победы к победе ведет!" (А. А. Кокорекин), "Героической армии-победительнице – слава!" (В. С. Иванов), "Родина, встречай героев!" (Л. Ф. Голованов).

Плакатисты обращали свой взор как к воинам Красной Армии, так и к труженикам тыла. Давайте вспомним плакаты: "Ты чем помог фронту!" (1941 г., Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов)), "Больше металла – больше оружия!" (1941 г., Николай Михайлович Авакумов"), "Все для фронта! Все для победы!" (1942 г., Лазарь Маркович Лисицкий), "В этой фронтовой сводке есть и мой труд!" (Алексей Алексеевич Кокорекин), "Восстановим!.." (1944 г., Аркадий Александрович Пластов), "Мы отстояли Ленинград. Мы восстанови его!" (1944 г., В. А. Серов), "Героям труда – наш боевой привет!" (1944 г., В. С. Иванов).

Художники искали новаторские подходы с тем, чтобы плакаты били, что называется, точно в цель, и находили их. Так, суровые испытания, выпавшие на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице, подвигли Н. Н. Жукова и В. С. Климашина на создание плаката "Отстоим Москву!", ставшего бесспорным шедевром. Авторы пошли по пути художественного обобщения, как отмечают искусствоведы, придав воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять у врага не только столицу, но и свободу всей страны. Другой прием использовал Алексей Алексеевич Кокорекин, создавая в июне 1941-го графический лист "Смерть фашистской гадине!" Он нашел удачную эмблематическую характеристику фашизма. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики, которого пронзает штыком воин Красной Армии.

В. А. Серов в плакате "Наше дело правое – победа будет за нами" передал решимость пожилого бойца-ополченца защищать родной город от приближающегося врага. Художник максимально воссоздал конкретную обстановку военного времени, изобразив воина, направляющегося на фронт вместе с товарищами, на фоне классической архитектуры триумфальных ворот, через арку которых видны дымящиеся трубы ленинградских заводов.

Советский плакат времен Великой Отечественной часто обращался к истории защиты Российского государства, к героизму нашего народа. Всмотримся в плакат В. Б. Корецкого "Наши силы неисчислимы". Он несет идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Художник задействовал один из символов русского национального патриотизма – скульптуру Мартоса "Минин и Пожарский", олицетворяющую на плакате Москву и весь многонациональный советский народ. К сопоставлению подвига советских воинов и героев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину, прибегали и другие художники. На плакатах изображались национальные герои России, русские полководцы, призывающие потомков к борьбе с врагом. Были выпущены плакатные портреты Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, а также героев Гражданской войны Василия Чапаева и Николая Щорса. Здесь уместно сказать о плакате Кукрыниксов, лозунгом которого стали стихи С. Я. Маршака: "Бьемся мы здорово, колем отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева". В нем ярко нашла свое воплощение тема преемственности поколения воинов-красноармейцев национальным героям – выдающимся русским военачальникам.

ЗА ВРЕМЯ Великой Отечественной войны 1941-1945 годов советские художники создали тысячи плакатов, которые выпускались миллионными тиражами. Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделения государственного издательства "Искусство". Оно выпустило около 800 плакатов в Москве и около 700 – в Ленинграде. Плакаты выходили и печатались и в крупных городах Центральной России, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Закавказья: в Иванове, Рязани, Саратове, Куйбышеве, Пензе, Тюмени, Красноярске, Хабаровске, Баку, Тбилиси и других городах. Плакаты также издавались политическими органами Красной Армии и Военно-Морского Флота, различными издательствами страны, многими редакциями газет и журналов.

В годы Великой Отечественной войны выходили "Окна ТАСС", продолжившие традиции окон "РОСТА" периода Гражданской войны. Они пользовались большой популярностью среди воинов Красной Армии и всего населения страны. Плакаты "Окон", как правило, состояли из нескольких взаимосвязанных рисунков с соответствующими текстами и издавались небольшим форматом, в том числе и в виде листовок.

Широкую известность получили периодические плакатные серии: "Слава Героям Отечественной войны", "Боевые эпизоды" (издательство "Искусство"), "Герои и Подвиги (Госполитиздат), "Боевой карандаш" (Ленинградское отделение Союза советских художников). Издавались газета-плакат "Великая Отечественная война" (Москва), сатирическое обозрение "Бьем" (Политуправление Военно-Морского Флота (Кронштадт), газета-плакат "Раздавiм фашысцкую гадзiну" и сатирический листок "Партызанская дубiнка" (ЦК КП(б)Б). По сути, малой формой плаката являлись иллюстрированные фронтовые и партизанские листовки. Они тиражировались вручную, при помощи трафарета, наиболее удачные переиздавались печатным способом.

В жанре плакатного искусства в годы войны в разных городах работали более 300 художников – как профессиональные плакатисты, так и живописцы и графики, увидевшие в плакате возможность непосредственного и оперативного отклика на запросы военного времени, прямого воздействия на чувства и мысли людей. С Московским отделением издательства "Искусство" сотрудничали художники: С. Я. Адливанкин, В. Т. Айвазян, П. А. Алякринский, А. П. Бубнов, Н. Н. Ватолина, С. В. Герасимов, Н. В. Денисов, С. М. Зелихман, В. С. Иванов, А. А. Кокорекин, А. В. Кокорин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, А. М. Лаптев, П. В. Мальков, Г. Г. Нисский, В. Г. Одинцов, Ю. И. Пименов, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, П. М. Шухмин, А. А. Щербаков, М. М. Черемных. В Ленинграде трудились художники М. И. Авилов, М. А. Гордон, Б. В. Иогансон, А. А. Казанцев, Е. А. Кибрик, В. В. Лебедев, В. А. Милошевский, В. М. Орешников, А. Пахомов, В. Пинчук, Б. И. Пророков, И. А. Серебряный и другие.

Многие великолепные плакаты вышли из под кисти живописцев Студии военных художников имени М. Б. Грекова, черпавших сюжеты во время командировок на фронт, – Л. Ф. Голованова, Н. Н. Жукова, В. С. Климашина, карикатуристов – Л. Г. Бродаты, В. Н. Дени, Б. Е. Ефимова, С. Костина, И. И. Кеши (И. И. Проскуряков), Н. Э. Радлова.

В создании текстов плакатов принимали участие известнейшие мастера советской литературы: Н. Н. Асеев, Д. Бедный, А. И. Безыменский, А. А. Жаров, М. В. Исаковский, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак, А. А. Прокофьев, А. А. Сурков, И. П. Уткин и многие др.

Военные плакаты… Они, как солдаты, как бойцы, под праздничные залпы салютующих орудий и радостное ликование народа встретили долгожданную Победу. Встретили и навсегда ушли в историю, стали олицетворением фронтовой героической эпохи, когда советский народ совершил великий подвиг – разгромил германский фашизм и, тем самым, спас человечество от коричневой чумы. А лучшие из плакатов военного времени стали и памятниками большого искусства.

Подготовил Анатолий ДОКУЧАЕВ

 

 

 

 

 

 

 
(C) ООО “Армпресс” все права защищены
Разработка и создание - scherbakov.biz & ametec.ru
Телефоны: (499) 178-18-60, (499) 178-37-11, 8 (903) 672-68-49
109263, г. Москва, ул. 7-я Текстильщиков, д. 18/15, “Армпресс”